Всё будет хорошо. А если не будет хорошо, то как-нибудь да будет. Ещё ни разу не было, чтобы никак не было.
Некогда очень популярный, ныне носит оттенок некой маргинальности. Совершенно незаслуженно, ведь процент интересных работ по отношению к шлаку плюс минус такой же, как и у остальных разделов фанфикшена. Примерно один к ста. Но что поделать, фандомы также подвержены моде, как и все мы.
Перечитала я на эту тему материала великое множество. И фандомные вещи, и оригинальные сюжеты. Да-да, цикл Белянина про участкового в сказочной Руси у меня до сих пор в фаворитах. Разные работы, разного качества, многое я даже смело могу рекомендовать к прочтению. Просто имейте ввиду, что процентов пятьдесят, к примеру, попаданцев в поттериану преследует две мега цели - половчее трахнуть Снейпа и, по причине которая продолжает от меня ускользать, причесать Гермиону.
Но вот чего я не встретила ни разу, так это достойного объяснения попаданчества. Как правило, это выглядит следующим образом: шёл - упал - очнулся - попал. Всё. Авторы стыдливо пытаются проскочить неудобный момент и побежать дальше. Пару раз встречала попытки объяснить, как то: высшие силы напутали; герой изначально принадлежал тому миру, его в младенчестве перепутали; герою дали шанс прожить жизнь любимого персонажа в подарок.
И они правда не выдерживают критики, какой бы захватывающей не была сама работа.
А вам встречались достойные описания процесса попаданчества?
Перечитала я на эту тему материала великое множество. И фандомные вещи, и оригинальные сюжеты. Да-да, цикл Белянина про участкового в сказочной Руси у меня до сих пор в фаворитах. Разные работы, разного качества, многое я даже смело могу рекомендовать к прочтению. Просто имейте ввиду, что процентов пятьдесят, к примеру, попаданцев в поттериану преследует две мега цели - половчее трахнуть Снейпа и, по причине которая продолжает от меня ускользать, причесать Гермиону.
Но вот чего я не встретила ни разу, так это достойного объяснения попаданчества. Как правило, это выглядит следующим образом: шёл - упал - очнулся - попал. Всё. Авторы стыдливо пытаются проскочить неудобный момент и побежать дальше. Пару раз встречала попытки объяснить, как то: высшие силы напутали; герой изначально принадлежал тому миру, его в младенчестве перепутали; герою дали шанс прожить жизнь любимого персонажа в подарок.
И они правда не выдерживают критики, какой бы захватывающей не была сама работа.
А вам встречались достойные описания процесса попаданчества?
Причём у одного и того же автора могут быть как удачные, так и ужасно отвратные задумки по этой части. В неплохой, по сути, книге Сергея Лукьяненко «Рыцари Сорока Островов» момент попадания героя на "острова" лично у меня вызвал лютый кринж, потому что похож он был на затычку в дырявой фантазии, измышленной каким-то школьником. А вот переход в новое состояние персонажа «Черновика» наоборот, во-первых, является чуть ли ни самой интересной частью романа (гораздо интереснее самой сути истории), а во-вторых, достаточно растянут, чтобы самим этим загадочным процессом можно было насладиться в полной мере. Сюда же можно отнести сюжеты типа «Машины времени» Уэллса или фильма «Назад в будущее», да тот же «Гарри Поттер», например, т.е. все истории, где процесс перехода качественно простроен и является важной и естественной частью сюжета.
Ну, а если говорить о внезапном "попаданчестве", то один из самых великолепных, лаконичных и при этом совершенно естественных и непротиворечивых способов прямо неожиданно "попасть" персонажа в гущу событий – это "ошибочное" перемещение в Галактический Центр главного героя «Координат Чудес» Роберта Шекли, или концептуально очень похожая ситуация в фильме «Кин-дза-дза». Ну, или что-то наподобие того, что происходит в каком-то смысле родственном, но всё же ином по способу перехода «Автостопом по галактике». Все эти варианты достаточно занятны сами по себе и при этом совершенно "естественны" в пределах правил мира, в котором происходят. «Так бывает» - говорим мы себе, какими бы фантастическими эти способы перемещения ни были, если они простроены - мы в них верим.
С чистым попаданчеством (в другое время или в литературные произведения) проблема гораздо сильнее, потому что с одной стороны у авторов в большинстве нет таланта придумать естественный и интересный переход (а это, судя по всему, самое важное для создания нужного восприятия), а с другой – большая часть миров попаданчества однотипна по природе, довольно специфична и в связи с этим лишена большого разнообразия в возможных правдоподобных вариантах. Ну серьёзно, сколько можно придумать причин поскорее отправить кого-то в прошлое? Если здесь важно "поскорее", то явно немного. Хотя, возвращаясь к таланту, уверен, что хорошая задумка (а это вовсе не идея о самом попаданчестве, а именно идея о непротиворечивом и в идеале увлекательном процессе доставки) спасла бы большинство таких произведений, но на это обычно настолько забивают, что халтура буквально бросается в глаза и от этого сам жанр мало кем воспринимается серьёзно.
Здесь соглашусь, маленькая девочка побежавшая за забавным кроликом, дети играющие в старом доме, это всё воспринимается гармонично, как часть фантазии ребёнка. Но не стоит забывать, что это были своего рода первопроходцы, неискушённые читатели могли простить некоторые шероховатости.
В "Автостопом по..." отправная точка путешествия укладывается в общий стёбный тон романа. На фоне его дальнейших приключений "вход" выглядит даже плавным.
Хотя, возвращаясь к таланту, уверен, что хорошая задумка (а это вовсе не идея о самом попаданчестве, а именно идея о непротиворечивом и в идеале увлекательном процессе доставки) спасла бы большинство таких произведений, но на это обычно настолько забивают, что халтура буквально бросается в глаза и от этого сам жанр мало кем воспринимается серьёзно.
В том-то и проблема, есть волне талантливые, продуманные и интригующие работы, но именно "точку входа" стараются поскорее проскочить. Так получилось. Бывает. Но поскольку читатель точно знает, что "не бывает", то и вызывает такое пренебрежение какой-то внутренний протест. Тут остаётся либо бросить читать, либо плюнуть и подыграть автору, смирившись с тем, что "бывает".
Не знаю, как насчет достойного, но механику попадания иногда описывают. Помнится, давным-давно, еще в годы моего студенчества, была серия книг про профессиональных попаданцев, которые ходили в прошлое параллельных вселенных и что-то там исправляли. Использовали для этого специально разработанную машину-портал. Никакой магии, чистая инженерия.
интересно. Не слышала про такую серию. видимо, мимо меня прошла.
Не слышала про такую серию
Кажется, "Институт времени" Свержина, но это не точно.
О, "Гостья из будущего" сюда же. Коля и Алиса - вполне попаданцы, и используют для попаданчества машину времени. Иван Васильевич и ко тоже попаданчествовали благодаря машине времени.
О, кстати, Асприн. Не вполне классическое попаданчество, скорей даже, реверсивное - люди из прошлого выпадают из своего времени. Серия про вокзал времени Шангри-Ла.
Гулливер умудрялся попадать, когда это еще не было мейнстримом, и вполне обычными путями. В принципе, популярное на востоке попаданчество "умер в своем мире - очнулся в теле прынцессы 500 лет назад" в тех культурах тоже вполне обосновано, у них же существует вера в разные варианты переселения душ.
Но тут, кажется, есть хитрость с терминологией. Если персонаж попаданец, ведет себя, как попаданец, выглядит, как попаданец, крякает, как попаданец, но "попадание" логически и технически обосновано - он называется иначе. Путешественник во времени, демон (демонстратор измерений), как у того же Асприна, пришелец, "это же классика!" и т.д.
А вот презрительного "попаданец" удосуживаются именно те, кто кто сменил мир с нихрена. Упал-очнулся-принц.
А вот презрительного "попаданец" удосуживаются именно те, кто кто сменил мир с нихрена. Упал-очнулся-принц.
А, кстати, да! Никогда об этом не думала. Никто же Алису попаданкой не называет. И Гулливер, если вдуматься, классический попаданец. То что, они из классической литературы, не отменяет самого факта перехода из мира в мир.
В принципе, популярное на востоке попаданчество "умер в своем мире - очнулся в теле прынцессы 500 лет назад" в тех культурах тоже вполне обосновано, у них же существует вера в разные варианты переселения душ.
Ох, зыбкая это почва для меня...